По данным Банка России, общее количество жалоб граждан на деятельность МФО за 2021 год составило более 33 тыс. руб., что на 37% больше, чем годом ранее. Такая статистика связана с деятельностью целой группы компаний, которые в отчетном периоде регулярно нарушали и ущемляли права своих клиентов. В эту группу входили сразу 6 микрофинансовых организаций — их за выявленные нарушения ЦБ исключил из реестра.
Основная доля обращений граждан — это жалобы, касающиеся применения 230-го федерального закона, ограничивающего действия кредиторов при взыскании долгов. Их в структуре обращений — почти 32%.Эксперты связывают это с принятием закона, направленного на защиту родственников заемщиков от общения с кредиторами.
Второе место по частоте поступления заняли жалобы, связанные с реструктуризацией долгов из-за коронавирусной пандемии (23,5%). ЦБ отмечает, что они поступали в основном в первой половине года. К концу отчётного периода объем таких обращений значительно снизился.
На третьем месте в структуре обращений — жалобы на навязывание рекламы и допуслуг (14,3%). По мнению экспертов ЦБ, в текущем году и этих обращений должно стать заметно меньше благодаря принятым мерам, ограничивающим предложения дополнительных банковских и прочих услуг клиентам кредитных организаций.